Находка фрагмента старинного доспеха, пробитого пулей, следов эпохи неолита и конца Средневековья, наблюдения за бытом ненцев и посещение места, где когда-то стояла легендарная Мангазея – таков неполный перечень итогов экспедиции в Заполярье студентов Ярославского государственного университета имени Демидова. Об итогах путешествия рассказал на заседании Ярославского областного отделения Русского географического общества преподаватель кафедры регионоведения и туризма Илья Горшков.
Маршрут экспедиции, организованной научно-производственным объединением "Северная археология-1" из города Нефтеюганска, пролегал по территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов – от села Угут на реке Кулунигый до места, где в XVII веке располагался первый русский заполярный город - Мангазея. Руководил работами кандидат исторических наук, археолог Геогрий Визгалов.
В начале пути студенты во главе с Ильей Горшковым приняли участие в археологических раскопках в излучине реки Кулунигый в Сургутском районе ХМАО. Полевыми работами руководил специалист-археолог Иван Фролов. Именно здесь в культурном слое почвы были найдены следы деятельности человека эпохи неолита и конца Средневековья. Главной находкой стал фрагмент нагрудной части пластинчатого доспеха размером 20х30 сантиметров – более сотни прямоугольных железных пластин, скреплённых между собой кольчужными кольцами. В нем угадывается пулевое отверстие.
"Подобный тип доспехов мог прийти в Сибирь из Средней Азии в конце XVII – начале XVIII веков и был распространён у хантыйских воинов. Удивительно, но фрагмент хорошо сохранился, хотя нашли его в песчаном грунте. Он лежал прямо под дерном. Такая находка – большая редкость, это настоящий музейный экспонат. Сейчас готовится технический отчет, а уже после доспех передадут в музей. В какой именно – пока неизвестно, скорее всего, это будет один из исторических или краеведческих музеев Ханты-Мансийского автономного округа", - рассказал Горшков.
Как именно фрагмент доспеха оказался в месте раскопок – пока загадка, поскольку следов сражения, жилища или оружейной мастерской рядом не обнаружили.
На раскопках студенты проделали огромный объём работы. Вставали в семь утра, через час начинали трудиться. Очень важно, по словам Горшкова, поддерживать правильный ритм, отдыхая по десять минут каждый час.
"Так проще организовать деятельность. Работа трудоемкая, необходима полная концентрация внимания. В час дня прерывались на обед. До трёх дня отдыхали, а после в таком же ритме работали до шести часов вечера. Иногда приходилось работать и в "авральном" режиме, например, чтобы успеть закончить зачистку слоя до начала дождя", - отметил он.
По окончании археологических исследований группа отправилась в Нефтеюганск, где начала готовиться к заполярной экспедиции по реке Таз. Студенты поставили перед собой цель исследовать "Тазовский городок" – укрепленное поселение на высоком мысу в районе слияния с рекой Соръяхи. Предстояло оценить состояние исторического памятника и провести мероприятия по обеспечению его сохранности.
В ходе работ были обнаружены фрагменты металлургических печей, металлические "всплески", фрагменты крицы, а также часть тигля – глиняного сосуда для плавки цветного металла. На самом памятнике зафиксированы многочисленные оползни и трещины, грозящие значительными утратами культурного слоя. Таким образом, экспедиция получила необходимые основания для проведения масштабных спасательных археологических раскопок "Тазовского городка".
Когда появлялось свободное время, студентов тянуло на приключения. В один из дней группа решила посетить поселение ненцев-рыболовов.
"Увидели там несколько небольших домов — чумов. У каждой семьи свой чум, своя баня, место для приготовления и приема пищи. На стойбище есть генераторы, почти в каждом чуме телевизор со спутниковой антенной. Очень много маленьких детишек. Интересно, что даже между собой они разговаривают по-русски. Больше всего нас поразил "дом культуры"– большой разборный шатер, который привезли на стойбище сотрудники отдела культуры администрации Тазовского района. Внутри настольный теннис, стол для бильярда, телевизор, музыкальная аппаратура, различные материалы для детского творчества. После окончания рыбной ловли родители приходят сюда с детьми и каждый находит себе занятие по душе. Интересно было наблюдать за тем, как маленькие дети рисуют и лепят. Нам даже удалось привезти с собой несколько детских поделок", - рассказал Горшков.
Затем студенты прошли по одному из путей освоения Сибири – реке Таз. Группа добралась до места основания первого русского заполярного города – легендарной Мангазеи.
"Специфика погодных условий в заполярье, в условиях лесотундры ощущается сразу. Здесь короткое лето, практически отсутствует осень, сразу наступает зима. В сентябре уже идет снег. Лето жаркое, но при этом очень короткое — около двух-трех недель. Мы прочувствовали это на себе: когда только приехали, стояла жара (30–35 градусов), а после 15 августа погода резко изменилась — стало промозгло, моросил дождь, температура, по ощущениям, не поднималась выше 10 градусов", - рассказал Илья Горшков.
Первый русский город в Заполярье был основан по указу Бориса Годунова в 1601 году на месте впадения реки Мангазейки (её еще называли Осетровой) в реку Таз. Он представлял собой опорный пункт для дальнейшего освоения Сибири и место сбора "ясака" - налога, взимавшегося с местных жителей пушниной.
"Условия жизни здесь были суровые. Основным промыслом была добыча пушнины (мех соболей, лисиц, белок). Меха высоко ценились на внутреннем и внешнем рынках, торговля пушниной приносила баснословные прибыли. Из Мангазеи вывозили пушнину, а завозили соль, порох, свинец, кожи, ткани, муку – ничего этого здесь было не найти", - отметил Горшков.
Мангазея просуществовала недолго. Чуть более полувека спустя город перестал играть важную роль в сибирской торговле. Причинами стали оскудение запасов пушнины, падение цен на неё, враждебность местного населения и несколько произошедших в городе пожаров. Людям пришлось покинуть поселение.
Сейчас распознать место, где когда-то стоял русский город, можно лишь по контрасту окружающей растительности. В границах Мангазеи – нетипичные для местного ландшафта высокие деревья и трава в человеческий рост, растет смородина и иван-чай.
"Посещение Мангазеи для нас, ярославцев, важно еще и тем, что первый сибирский святой – Василий Мангазейский – по преданию, был родом из Ярославля" — напомнил Илья Горшков.
Проведение экспедиции стало возможным благодаря научно-методическим разработкам кафедры регионоведения и туризма Ярославского государственного университета имени Демидова. В их числе - новый курс, посвященный экспедиционной деятельности, который стал лауреатом конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина.