В неожиданно теплый осенний день 17 ноября члены секции краеведения и экскурсоведения ПКО РГО – ОИАК, «в целях установления сотрудничества и повышения профессионального уровня экскурсоводов», как было указано в официальном письме, посетили Моторвагонное депо Первая Речка Дальневосточной дирекции моторвагонного подвижного состава Дальневосточной железной дороги, - одно из исторических предприятий города, которое и сегодня продолжает активно трудиться, обеспечивая все пригородные и внутригородские перевозки Владивостока.
Отправной точкой для путешествия стал памятный знак, установленный рядом со старым зданием по адресу Военное шоссе, 17. Дата на памятном знаке напоминает о том, что история Моторвагонного депо начиналась с создания здесь в 1909 г. паровозного депо.
Оттуда вниз по проулку, - и вот мы уже на территории депо ст. Первая Речка, где нас встретил главный инженер дирекции мотор-вагонного подвижного состава Геннадий Александрович Полыгалов, который стал здесь нашим экскурсоводом. Экскурсия по депо началась рядом с первым на ДВЖД электропоездом ЭР9-20, поставленным на вечную стоянку в 2018 г. в ознаменование 55-летия электрификации дороги.
Рядом с ним - здание т.н. веерного корпуса. Его начали строить 1907 г. и завершили в 1911 году. В шести стойлах корпуса проводился текущий ремонт паровозов (подъемочный, средний и капитальный ремонт - в главных мастерских в Уссурийске). Сейчас это здание, признанное краевым памятником архитектуры, по первоначальному назначению не используется.
Другие открытия поджидали нас в музее предприятия, который был устроен трудами его сотрудников и открыт 30 октября 1982г как Музей революционной и трудовой традиции железнодорожников. Его идейным вдохновителем и первым хранителем стал заслуженный работник РЖД, ветеран депо Анатолий Антипович Закорюкин.
Без преувеличения можно сказать, что в музее сохраняется коллективная память предприятия, ведь основу его экспозиции составляют материалы, предметы, собранные работниками депо разных поколений. Все здесь, включая макеты, художественное оформление было выполнено их руками. Например, макет электропоезда ЭР9-20 изготовил машинист депо Кузьма Дмитриевич Иванов.
В истории Моторвагонного депо Первая Речка как в зеркале отразились ключевые события, происходившие в стране, крае, городе на протяжении долгих лет его существования: революционные катаклизмы и годы мирного труда, военное лихолетье, расцвет народного хозяйства и день сегодняшний. На некоторых снимках советских времен — люди, которые и сейчас работают в депо или их старшие родственники. Железная дорога богата на трудовые династии.
Отображена в музее и история технического перевооружения подвижного состава, и особенности эксплуатации железнодорожного транспорта в разные времена.
Очень многое, включая технические детали, вызывало живой интерес участников экскурсии. Например, конструкция т.н. поворотного круга, которых стоял в депо до 1934 года (затем его заменили стрелочными переводами).
Во встрече принял участие начальник ДВ дирекции моторвагонного подвижного состава ДВЖД Александр Владимирович Барабаш, который рассказал о сегодняшнем дне и перспективах предприятия. Председатель секции краеведения и экскурсоведения Дарья Александровна Гусева в ответном слове от имени членов секции выразила благодарность за организованную экскурсию и выразила уверенность в том, что сотрудничество с Моторвагонным депо Первая Речка, так успешно начатое, будет продолжено в дальнейшем.
Заключительным аккордом посещения музея стало вручение членом секции Артуром Ильсуровичем Романенко директору музея Александру Васильевичу Приходько копии документа «О присвоении Владивостокскому тоннелю имени тов. Сталина».
И снимок на память в интерьерах музея.
Но наш визит в Моторвагонное депо на этом не закончился. Его продолжением стало посещение тренажерного зала, где мы узнали об особенностях подготовки и переподготовки специалистов подвижного состава, о том сложном пути, который проходят кандидаты, прежде чем стать машинистами электровозов.
Желающие смогли попробовать себя в качестве испытуемых на тренажере.
После этого мы побывали в производственном цеху предприятия. Здание цеха несколько раз подвергалось реконструкции: его надстраивали, удлиняли, модернизировали в соответствии с современными требованиями. Сегодня в депо проводят ТР-1 и ТР-2 (техническое обслуживание и ремонт подвижного состава), занимаются ремонтом автоматного и электронного оборудования.
Наше путешествие по депо подходило к концу. Мы прощались с его гостеприимными хозяевами, которые не только рассказали нам о предприятии много интересного, но и сумели погрузить нас в его доброжелательную и при этом деловую, рабочую атмосферу.
Приятно было осознавать, что Моторвагонное депо Первая Речка, одно из старейших и в то же время современных предприятий Владивостока, успешно трудится и продолжает развиваться. И при этом открыто к контактам. Его сотрудники проводят на постоянной основе профилактические, проф-ориентационные встречи со школьниками. Немало нового узнали здесь и мы.
Текст: Евгения Каменева, член ПКО РГО – ОИАК
Фото: члены секции краеведения и экскурсоведения