Очерк посвящен ботанику Евгении Николаевне Клобуковой-Алисовой (24 июля 1889, Варзи-Ятчи Вятской губернии – 13 января 1962, Москва), которая проводила исследования в Никольск-Уссурийском (1917 – 1934). Являясь ученицей академика В.Л. Комарова, оставила большой след в ботанической деятельности Южно-Уссурийского отдела Русского географического общества и Горно-таёжной станции.
Среди активных членов Южно-Уссурийского отделения Русского географического общества была флорист-систематик и геоботаник Е.Н. Клобукова - Алисова. Она училась на Высших естественно-научных педагогических курсах Лохвицкой-Скалон в Санкт-Петербурге (с 1907), а затем окончила Высшие женские Бестужевские курсы (1915).
Евгения Николаевна занималась на кафедре адъюнкта Академии наук В.Л. Комарова. В Никольск-Уссурийский, «спасаясь от дороговизны, царившей в Петрограде, она прибыла в конце 1917 г. вместе с братом- офицером Владимиром Николаевичем Клобуковым [12.06.1891, Вятка (?) — 21.02.1974, коммуна Курбевуа, Париж, Франция], получившим назначение в воинскую часть, охранявшую военнопленных в с. Шкотово Приморской области».
Специалист по истории науки Владимир Ильич Засельский, член ПФГО СССР и биограф Клобуковой - Алисовой, описывая коллекцию фотографий из ее личного архива, сообщает: «Вот в полный рост изображена молодая женщина. Одета она обыкновенно: свободная блуза, юбка до земли. На лице тень от широкополой шляпы, сзади тугой узел волос. Всмотревшись, замечаешь, что женщина, может быть, не красива, но чрезвычайно изящна. Чувствуется порывистость, свойственная только юности, когда все впереди. Евгения Николаевна, слушательница Высших Бестужевских курсов, хоть и одинока, но имеет двойную фамилию. За спиной у нее неудачное замужество, после которого девица Клобукова стала Алисовой. В столицу она приехала из далекой Уфы искать счастье. Далее целая серия фотографий. Е.Н. Клобукова-Алисова одна в рабочем кабинете, в окружении сотрудников, среди гостей. Вот распадок, лесочек, люди с коллекционными ящиками. В высоких, до колен, зашнурованных ботинках стремительно движется Евгения Николаевна, руководитель научной экспедиции. Вот опытные делянки. На нескольких фотографиях рабочие строгают и сверлят, на одной проводят собрание, повестка которого понятна из лозунга над их головой — “Долой безграмотность!” А вот и академик В.Л. Комаров с рабочими, учеными и Евгенией Николаевной. Тут она уже деловая располневшая женщина, ничего романтического, порывистость уступила место ровной сильной целеустремленности.
Последние снимки. Евгения Николаевна в Уфе. На фото спокойная пожилая женщина, почти бабушка. Только в глазах можно заметить удивление: неужели все? И жизнь прошла? Да, прошла, если жизнь, лучшие годы— это то, чему отданы не просто труды и силы, а весь жар души. И на спокойствие, во всяком случае, на спокойную уверенность, право она имела. “Евгения Николаевна! — писал ей в 1935 г. академик В.Л. Комаров. — Сделанное Вами не исчезло, оно только приняло иные формы, но в общую сокровищницу культуры Ваш вклад внесен и не забудется”».
Став деятелем Южно-Уссурийского отдела Русского географического общества, Клобукова – Алисова организовала в нем ботанический кабинет по изучению флоры Дальнего Востока, избирали ее и заместителем директора отдела А.З. Федорова. В 1919 г. она подготовила первую серьезную работу, продолжив затем описание дальневосточной флоры в других публикациях, наиболее важной из которых является «Определитель растений Дальневосточного края», подготовленный в соавторстве с Комаровым.
В 1924 г. Е.Н. Клобукова-Алисова совершила Южно-Ханкайскую ботаническую экспедицию. В своем отчете Елена Николаевна отметила: «Работа между сотрудниками экспедиции была распределена следующим образом: 1). руководство всеми исследовательскими работами и ответственность за них лежали на мне, 2) сбор, сушка, выкладка и разборка растений по семействам - Иванова-Чуприна, 3) сбор низших споровых, консервирование их, зарисовка - Хахина, 4) энтомологические сборы и их препарирование - Самойлов, 5) сушка растений и вспомогательные работы - Паленко., Ротозей и Шкоран, 6) хозяйственные вопросы - Ротозей. Кроме того, к исполнению разных мелких работ, которых в экспедиции всегда бывает много, привлекались все члены экспедиции в свободное от прямых обязанностей время. Вся экспедиция жила по строго установленному расписанию. Типичный рабочий день протекал так: вставали в 5 час. и до 7 ч. занимались приведением себя в порядок, хозяйственными делами и завтракали. В 7 ч. начиналась работа. Если район исследования был близко, то в 11-12 ч. возвращались на обед, в 14 ч. уезжали снова, стараясь закончить полевую работу в 17-18 час.
По возвращении приводился в порядок собранный материал, записи. Ужинали после окончания всех этих работ и в 22 ч. обязательно спали. В случае же, если исследуемый район находился далеко, то уезжали на целый день, а иногда и на несколько дней. Наиболее длительная из таких экскурсий заняла 14 дней. Для передвижения в наше распоряжение была командирована лошадь с телегой и несколько раз для быстрой переброски мы пользовались автомобилем. Настоящих дневок, когда были бы прекращены все экспедиционные работы, ни разу не было: всегда находилась какая-нибудь неотложная работа, которую необходимо было исполнить. Но, как правило, полевых работ по воскресениям мы не производили. Полевые работы иногда не производились и по дням, непосредственно следующим за возвращением из длительных поездок. Эти поездки всегда давали столь обильный материал, что мы могли справляться с ним только оставаясь на базе 1-4 дня».
В библиотеке В.К. Арсеньева имеются две книги Клобуковой Алисовой-. Известно, что после развода с первой женой Анной Константиновной Арсеньев предложил Евгении Николаевне выйти за него замуж, но она отказалась.
Коллеги Елены Николаевны отмечали: «За период работы Е. Н. на Дальнем Востоке с 1917 по 1934 г. ею лично и под ее руководством были подвергнуты тщательному флористическому исследованию следующие районы Приморья: 1918—1930 гг. — г. Уссурийск и его окрестности; 1918—1934 гг. — долина р. Супотинки с ее главными притоками; 1918— 1931 гг. — долина р. Суйфуна; 1927—1920 гг. — район правых притоков р. Суйфуна с охватом Эльдуги. Сандуги, предгорий Шуфана п других мест; 1921 г. — Сучанский угольный рудник и его окрестности; 1924 г, — озеро Ханка и прилегающая к ней лугово-болотная равнина; 1918—1930 гг. — окрестности г. Владивостока (о. Русский, п-ов Муравьев-Амурский) и некоторые другие пункты. Обширные сборы растении позднее, в 1931 г., составили гербарий Горнотаежной станции Дальневосточного филиала АН СССР, организованной по инициативе и при большом участии Комарова, затем в 1944 г. они находились на Дальневосточной базе АН СССР в г. Уссурийске и с 1944 г. вошли в гербарий Дальневосточного филиала нм. В. Л. Комарова АН СССР во Владивостоке».
В 1934 г. ботаник уехала с Дальнего Востока якобы по болезни. Вероятно, причиной отъезда послужил арест 10 декабря 1934 г. директора Горно-таежной станции АН СССР и ближайшего сподвижника Александра Зиновьевича Фёдорова (1886 – 1945).
«Ученики Евгении Николаевны вспоминают о ней с благодарностью, - заканчивает свой очерк В.И. Засельский. - «Е. Н. Клобукова-Алисова вместе с А. 3. Федоровым были первопроходцами, — написала мне в 1978 г. доктор биологических наук 3.И. Лучник, - и вполне заслуживают того, чтобы об этом не было забыто». А забыто, увы, основательно. Нет портретов этих первопроходцев в изучении Дальнего Востока на стендах музеев, не названы их именами улицы в Уссурийске или Владивостоке, нет добротного научного исследования, которое бы показало, какими чистыми, умными, деятельными людьми закладывались сегодняшние традиции дальневосточной науки». К счастью, именем Клобуковой-Алисовой названы виды растений: Alnus alisoviana Mandl, Viola alisoviana Kiss. Собранные ею коллекции в ботанических экспедициях хранятся в гербарии Горнотаёжной станции, в Ботаническом институте и Гербарии им. П. Н. Крылова в Томском университете.
Евгения Николаевна Клобукова-Алисова скончалась в Москве в 1962 г. Ее личный архив находится в Музее истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (Владивосток).
Читать труды Е.Н. Клобуковой-Алисовой в Центральной научной библиотеке Дальневосточного отделения Российской академии наук.
Амир Хисамутдинов,
Председатель архивно-библиотечного совета Общества изучения Амурского края