Дальний Восток, Общество изучения Амурского края и Русское географическое общество

С первых дней освоения Приморья Императорское Русское географическое общество направляло путешественников в неизведанный регион.

Одну из первых экспедиций совершил архимандрит Палладий, который писал: «Обращаясь к населению Уссурийского края, мы не можем не заметить глубоких и существенных перемен в племенном его составе. Заведение русских земледельческих поселений оказывает неотразимое влияние на окружающих их иноплеменников».

Общество изучения Амурского края возникло по инициативе граждан Владивостока, а началось это 11 декабря 1883 г., когда в газете «Владивосток» появилась небольшая заметка. Мало кому известный флотский механик Александр Михайлович Устинов предложил учредить в городе музей.

«Множество даров природы, - писал моряк, - на нашей далекой окраине остаются и, вероятно, еще долго останутся нетронутыми и не разобранными. Происходит это от многих причин, в числе которых немалое значение имеет наше незнакомство со страною. Хотя несколько ученых и путешественников посещали наш край, но они были так непродолжительно в стране, что их исследования нельзя считать точными и полными. К тому же никакое описание не дает точного понятия о предмете, а их коллекции и собрания увезены в Петербург, где они хранятся в музеях, оставаясь совершенно неизвестными для местных жителей, которым они более всего интересны. … Но неужели в крае не найдется людей, изучавших его хотя бы отчасти, или из любознательности, или будучи поставлены обстоятельствами жизни в такие условия? Мы думаем, что такие люди найдутся».

И такие люди нашлись — в городе о предложении А.М. Устинова заговорили. Общественная активность горожан, особенно образованных – их немало было во Владивостоке среди морских офицеров и чиновников, – искала выхода и нашла его благодаря идее флотского инженера. Уже на следующий день после публикации заметки на квартире владивостокского прокурора Ивана Алексеевича Бушуева собрались несколько местных интеллигентов, чтобы обсудить предложение и обдумать пути его реализации. Споров и суждений вокруг будущего музея было много, но участники встречи были едины во мнении: нужно, действительно, создать музей и сделать его культурным центром города. Правда, одни предлагали ограничиться открытием краеведческого музея, как это было и в других сибирских городах, другие же, и их было большинство, настаивали на основании не просто музея, а научно-просветительского общества с широким кругом деятельности, которое могло бы осуществлять комплексные экспедиции по исследованию Дальнего Востока.

Они доказывали: «[...] один музей не может достаточно ясно характеризовать край, потому что кроме коллекций, образцов местной природы и производства для ознакомления с ним необходимы и такие сведения, как статистика, метеорологические наблюдения, описания быта населения и много других; к тому же и самый музей требует постоянных попечений лиц, преданных делу, на обязанности которых лежала бы забота не только охранения, но и определения коллекций посредством сношения с другими учреждениями и лицами». В результате было решено основать Общество, а при нем музей.

3 января 1884 г. в помещении Владивостокской прогимназии состоялось учредительное собрание. Уже после первых выступлений разгорелся спор о названии будущего Общества. Часть учредителей предлагала открыть Амурский отдел Императорского Русского географического общества. Им возражали: «Сумеем ли мы соответствовать требованиям такого авторитетного общества, как Географическое?»

Голосование окончательно подвело итог дискуссиям. Большинством голосов было решено учредить во Владивостоке Общество изучения Амурского края (ОИАК). 18 марта 1884 г. Так начались разнообразнейшие по широте и исключительно важные по значению научные исследования и практические разработки в Приморском крае, зародилось дальневосточное краеведение.

Если в первые месяцы существования библиотеки Общества ее фонды формировались в основном дарами, то затем сюда стали регулярно приходить посылки с книгами и журналами из Санкт-Петербурга, Москвы, Новороссийска, Иркутска и других городов. Там, прослышав об учреждении новой просветительской организации на берегах Тихого океана, сразу же захотели наладить с ней научный обмен.

Первым научным обществом, которое начало обмен с владивостокскими энтузиастами, стало Московское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. В свою очередь из ОИАК в Санкт-Петербургский университет были отправлены гербарий морской флоры Шантарских островов и небольшая археологическая коллекция. Ушли посылки в Новороссийский университет и в Московское общество естествоиспытателей.

Первый председатель ОИАК Фёдор Фёдорович Буссе считал, что Обществу не обойтись без издания собственных трудов. В первые же годы были изданы на средства автора работы Ивана Павловича Надарова, а также отчет ОИАК за 1884 г. Вскоре из Петербурга прибыл литографический станок, который установили прямо на квартире Буссе. Теперь Общество получило возможность быстро печатать результаты исследований и другие материалы. Несмотря на огромные заботы по строительству здания музея, деятели Общества решили издавать свои «Записки». Их содержание должно было включать: «а) Доклады и сообщения в общих собраниях, б) отдельные заметки и монографии, в) списки документов по истории края, г) сведения библиографические о научных сочинениях и записки о вышедших книгах по Амурскому краю, д) протоколы и отчеты общих собраний и комитета, сведения о деятельности членов Общества и программы для работ».

Первым адресатом отправки изданий ОИАК стало Императорское Русское Географическое общество в Санкт-Петербурге.

18 апреля 1894 г. торжественно отмечали первое десятилетие деятельности ОИАК.

«Пользуясь вначале скромным помещением, - писал Василий Петрович Маргаритов, - так любезно уступленным нам прогимназией, теперь мы владеем домом в 30 тысяч, который может удовлетворить на ближайшее будущее всем потребностям музея и библиотеки. Собранные в музее коллекции, конечно, нельзя признать достаточно полными для характеристики природы и населения края, напротив, на пополнении их придется еще потрудиться многие годы многим работникам».

 

В юбилейном году вышел и четвертый том Записок. В нем были опубликованы две статьи Сергея Васильевича Масленникова (О трепанговом промысле в водах Уссурийского залива; О месторождении нефти на острове Сахалине) и статья доктора медицины Адольфа Еремеевича Прика о климате в б. Ольге.

Успешная деятельность Общества изучения Амурского края во Владивостоке вызвала восхищение Приамурского генерал-губернатора, который решил не только открыть подобное общество в Хабаровске, но и соединить с ним ОИАК. 16 февраля 1894 г. он потребовал внести в название ОИАК слова «филиальное отделение Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества» и не дожидаясь окончательного решения доложил об этом в Санкт-Петербург. О том, что ОИАК перестало быть самостоятельной организацией, члены Общества изучения Амурского края сразу же узнали из газет. Разразился большой скандал. Геолог Дмитрий Львович Иванов писал Буссе: «<....> сюда в Географическое общество пришла огромная покаянная депеша Духовского, в котором он извиняется, отрекается, просит остановить или возвратить ОИАК в прежнее положение. Я не видел более жалкой телеграммы большого начальника. Он чувствовал себя уничтоженным и объяснял все дальностью расстояний, откровенно рассказывая, что ОИАК по уставу не могло без помощи общего собрания решить этот вопрос». Но, несмотря на все раскаяния, сделанного было не исправить, и ОИАК так и осталось филиальным отделением Приамурского отдела ИРГО. Правда, благодаря усилиям Ф.Ф. Буссе оно сохраняло полную самостоятельность и получило дополнительные субсидии.

В начале 20 века авторитет Общества изучения Амурского края упрочился. В России и во многих других странах считали местных энтузиастов знатоками края, обращались к ним с различными запросами, предлагали и тесное научное сотрудничество. Продолжилась и тесная совместная деятельность между ОИАК и ПО ИРГО. Было немало случаев, когда члены ОИАК уезжали в Хабаровск, где становились активными членами ПО ИРГО. Например, второй председатель ОИАК Василий Петрович Маргаритов (1858 – 1916), став окружным инспектором училищ Приамурского края в Хабаровске, был избран правителем дел совета Приамурского отдела ИРГО. Другой случай. Известный путешественник Владимир Клавдиевич Арсеньев, избранный действительным членом ОИАК 16 мая 1903 г., успешно проводил многолетние исследования для Хабаровска.

Текст: Амир Александрович Хисамутдинов,

председатель архивно-библиотечного совета ПКО РГО – ОИАК

Фото: из Архива ПКО РГО – ОИАК

 

История деятельности РГО (ИРГО) в библиотеке ОИАК (составлено Татьяной Васильевной Дёминой)

 

1. Отчет Императорского Русского Географического Общества за 1855 год/ Сост. Е.И. Ламанский. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1856. 63 с. № 3755.

2. Двадцатипятилетие императорского русского географического общества. 13 янв. 1871. СПб., 1872. 260 с. № 6062.

3. История полувековой деятельности ИРГО 1845-1895:В III частях/ Сост. П.П. Семенов. СПб.: Тип. В.Безобразова и комп., 1896. 1377 с.: ил., портр. № 1857, 1858, 24695.

4. Алфавитный список лиц, удостоенных наград ИРГО со времени его основания по 1905 г. // Отчет ИРГО за 1905 г. СПб.: Тип. А.В. Орлова, 1907. С.81 - 105. № 3801.

5. Состав Императорского Русского Географического общества: по 1 января 1913 г. с доп. по 1 октября 1913 г. СПб.: Тип. журн. "Строитель", 1913. 112, 6 с. № 7353.

6. Всесоюзное Географическое общество в 1941 – 1943 г. // Известия ВГО. Т. 75, № 6, 1943. С. 44 - 52. № 25392.

7. Берг, Л.С. Всесоюзное Географическое Общество за сто лет. 1845 - 1945 гг./ АН СССР. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1946. 264 с. (Научно-популярная серия). № 21706.

8. Географическое общество СССР: Справочник / Отв. ред. Л.Е. Родин. Л.: ГО СССР, 1962.- 146 с. № 37642.

9. Географическое общество СССР: Справочник / Сост. И.Б. Костриц; Ред. Л.Е. Родин. 2 изд. Л.: ГО СССР, 1965. 155, 2 с. № 33873.

10. Географическое Общество за 125 лет/ АН СССР; ГО СССР. Л.: Наука,1970. 396 с.: ил. № 35639.

11. Константинов, О.А. Сто двадцать пять лет Географического Общества СССР / Отв. ред. С.В. Калесник. Л., 1970. 19 с. № 37406.

12. Русские географы и путешественники: Фонды архива Географического общества / Сост. Т.П. Матвеева, Т.С. Филонович, Л.И. Ярукова. Л.: Наука, 1971. 176 с. № 35322.

13. Русское географическое общество. 150 лет / Н.Т. Агафонов, А.Г. Исаченко, С.Б. Лавров и др. М.: АО «Прогресс», 1995. 352 с. № 42281.

 

Географическое Общество и Восточная Сибирь.

14. Арсеньев, В.К. Китайцы в Уссурийском крае. 1900 - 1908 г.г.: (читано в заседании Отделения Этнографии И.Р.Г.О. 25 февр. 1911 г.). СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1915. 49 с. (Известия ИРГО, Т. XLV-III, В. VI, 1912). № 14481.

15. Анерт, Э.Э. Путешествие по Маньчжурии / Под ред. Ф.Н. Чернышева. СПб: Тип. ИАН, 1904. 566с.: 35 рис. (Записки ИРГО по общей географии, Т. XXXV). №4152.

16. Венюков, М. Состав населения Амурского края: Исследования и материалы, кн. 3. Отд. оттиск. Б.м.: Тип. В. Безобразова и комп., 1871. 10 с. (Известия ИРГО). № 1296 Библиотека М.И. Венюкова.

17. Гипсометрические и географические определения точек, основанные на наблюдениях, сделанных в 1868-1872 годах в 12-ти разных путешествиях по северному Китаю, Монголии, Манчжурии, Приамурскому и Уссурийскому краю / Архимандритом Палладием, капитаном Пржевальским, гг. Ломоносовым, Мосиным и д-ром Фритше. Отд. оттиск. Б.м.: Б.и., Б.г. (Записки ИРГО, 1875 г., т. V). № 1737.

18. Елисеев, А.В. Отчет о поездке на Дальний Восток// Сочинения А.В. Елисеева: Читано в общем собрании ИРГО 2 мая 1890 г.- СПб.: Тип. А.С. Суворина, Б.г. С. 1 - 47. (Известия ИРГО, Т. XXVI). Дар Луценко Е. № 7567.

19. Заселение долины реки Уссури // Отчет Императорского Русского Географического Общества за 1863 год / Сост. В.П. Безобразов. СПб.: Тип. В. Безобразова и Комп., 1864. С. 34 - 40). № 3763.

20. Кропоткин, П. Общий очерк орографии Восточной Сибири: Исследования и материалы. СПб.: Тип. М.Стасюлевича, 1875 . С. 3-91, карты. (Записки ИРГО по общей географии, Том V). № 1298. Библиотека М.И. Венюкова.

21. Маак, Р. Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества, в 1855 году Р. Мааком / Изд. С.Ф. Соловьева. СПб.: Тип. Карла Вульфа, 1859. 320 с. № 480.

22. Макаренко, А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении: Восточная Сибирь. Енисейская губерния / Под ред. А.С. Ермолова. СПб.: Гос. тип., 1913. 293 с.: фот. (Записки ИРГО по отделению этнографии, Т. XXXVI). № 7256.

23. Макаров, С.О. Краткое сообщение контр-адмирала С.О. Макарова о гидрологических работах, произведенных ими во время последнего плавания в 1894 - 1896 годах: Читано в заседании соединенных отделений Географии Математической и Географии Физической 19-го апреля 1896 г.- СПб.: Тип. А.С. Суворина, б. г.- 9 с.- (Известия ИРГО, Т. XXXII). № 5897. Автограф: «В общество Изучения Амурского края от автора 10 янв. 97 г.».

24. Надаров, И.П. Северно-Уссурийский край / Под ред. Ф.А. Фельдмана. СПб.: Военная типография, 1887. 169 с. (Записки ИРГО по общей географии, Т. XVII, № 1). № 6584.

25. Палладий, архимандрит. Дорожные заметки на пути от Пекина до Благовещенска, через Маньчжурию, в 1870 году: Отд. оттиск. СПб.: Б.и., 1871. С.331 - 458, 1л. карта. (Записки ИРГО по общей географии, Т.IV). № 519.

26. Патканов, С. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири на основании данных переписи населения 1897 г. и других источников/ Под ред. Н.И. Веселовского. СПб.: Тип. Спб. акц. общ. "Слово". (Записки ИРГО по отделению этнографии. Т.XXXI, ч.I, вып.1).Ч.I, вып. 1, 2:Тунгусы собственно. 1906. 175с.,283с. № 280.1.

27. Патканов, С. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.) / Под ред. В.В. Мрачевского. СПб.: Тип. Ш. Буссель. (Записки ИРГО по отделению статистики, Т.XI, вып.3).Т. III: Иркутская губ., Забайкальская, Амурская, Якутская, Приморская обл. и о. Сахалин. 1912. С. 433 - 1004. № 4620.

28. Унтербергер, П.Ф. Приморская область. 1856 - 1898 г.г.: Очерк/ Под ред. И.И. Бока. СПб.: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1900. 324 с., прил.: ил., 2 карты. (Записки ИРГО по отделению статистики, Том VIII, вып. 2). № 4163.

29. Унтербергер, П.Ф. Приамурский край. 1906 - 1910 г.г.: Очерк / Под ред. В. В. Морачевского.- СПб.: Тип. В.Ф.Киршбаума, 1912.- 428 с.+53 c. прил.:ил., 5 карт .-(Записки ИРГО по отделению статистики, Том XIII).№ 44486.

30. Хохлов, Г.Т. Путешествие уральских казаков в "Беловодное царство"/ С предисл. В.Г. Короленко. СПб.: Типо-Лит. "Герольд", 1903. 112 с. (Записки ИРГО по отделению этнографии, Том XXVIII, вып. I.). № 3434.

31. Шмидт, П.Ю. О физико-географических условиях и фауне Японского и Охотского морей: Предварительное сообщение. СПб.: Тип. В. Безобразова и комп., 1903 .-30 с. (Известия ИРГО, т. XXXVIII, в. V.). № 5986. Автограф: «В библиотеку Об-ва И.А.Кр. от автора».

32. Шперк, Ф. Россия Дальнего Востока. СПб.: Тип. ИАН, 1885. 503 с., табл. (Записки ИРГО по общей географии, Т.XIV). № 1496.

33. Эдельштейн, Я. Северный и средний Сихота-Алинь. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1905. 39с.: VIл. табл. (Известия ИРГО, Т. XLI, вып. 2.) Библиотека - В.К. Арсеньева. № 16986.

34. Этнографическая экспедиция в Амурский и Уссурийский край архимандрита Палладия// Отчет Императорского Русского Географического Общества за 1870 год / Сост. Ф.Р. Остен-Сакен. СПб.: Тип. В. Безобразова и Комп., 1871. С. 14 - 18. № 3765.