Война войной, а лекции и науку никто не отменял!
Впервые состоялся такой форум. Первый съезд по изучению Уссурийского края в естественно-историческом отношении, прошедший 8–23 апреля 1922 г. в Никольск-Уссурийском, сыграл огромнейшую роль в становлении дальневосточной науки. Впервые в крае был проведен такой представительный научный форум, который смог объединить около 80 ученых и краеведов, волей судьбы оказавшихся на далекой окраине России. Все организационные тяготы взяли на себя Общество изучения Амурского края и Южно-Уссурийское отделение Русского географического общества. Председателем съезда избрали Н.М. Соловьева.
И без всякой политики. Съезд организовывался под флагом Русского Географического общества, совершенно чуждого каких-либо политических тенденций. При определении места проведения выбор пал на Никольск-Уссурийский по следующему соображению: «Все лица, причастные в настоящее время к делу изучения края, перегружены многочисленными обязанностями, связанными с добыванием насущного хлеба, и так как большинство этих лиц проживает во Владивостоке, то, в случае организации съезда там, было бы невозможно изолировать его членов от несения ими их текущих обязанностей, совершенно посторонних делу съезда; при организации же съезда в городе Никольске-Уссурийском члены его автоматически изолируются от среды, поглощающей их энергию, и в течение всего съезда займутся только их делами». В.К. Арсеньева избрали членом организационного комитета. Он выступил на съезде с докладом «Обследование Уссурийского края в археологическом и архегеографическом отношениях».
Широкая программа исследований. по изучению Уссурийского края, который состоялся в Никольске-Уссурийском. Решение о его проведении было принято 28 ноября 1921 г. на заседании Южно-Уссурийского отделения Русского Географического общества. В качестве задач съезда были выдвинуты следующие: «1. Подвести итоги той работе, какая выполнена до настоящего времени в деле исследования Уссурийского края; 2. Ознакомиться с текущей работой по исследованию края, которая производится как различными лицами, так и учреждениями; 3. Выяснить первоочередные задачи в области исследования края, а также способы их разрешения в форму организации, необходимой для этой работы; 4. Прийти на помощь местной школе в деле организации изучения там местного края. В порядке разрешения вышеуказанных вопросов съезду предложено будет также рассмотреть и разрешить вопросы о создании морской биологической станции на нашем побережье и пресноводной станции на озере Ханка».
8–23 апреля 1922 г. в Никольск-Уссурийский на встречу, сыгравшую огромную роль в становлении дальневосточной науки, собрались около 80 ученых и краеведов, волей судьбы оказавшихся на далекой окраине России. Председателями Первого съезда по изучению Уссурийского края в естественноисторическом отношении избрали Н.М. Соловьева и И.П. Толмачева.
Толмачев (Tolmachoff), Иннокентий Павлович (1872 – 1950, Sosenty Farm, около Cheswick, США) и его адрес в Записной книге В.К. Арсеньева. Окончив естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета в 1897 г., он совершил ряд экспедиций на Алтай, в Енисейскую губернию и Туруханский край, а в 1909–1910 гг. был начальником Северо-Восточной (Чукотской) экспедиции. Начиная с 1910 г., на посту ученого хранителя Геологического музея Академии наук ученый посылал во Владивосток свои книги, и Арсеньев, интересуясь Севером, их тщательно изучал. Свидетельство тому – многочисленные пометы рукой путешественника на полях книги «По Чукотскому побережью Ледовитого океана».
Незадолго до окончания Гражданской войны супруги Толмачевы уехали в США. В Америке геолог жил и работал в Питсбурге, штат Пенсильвания. В Музее Карнеги (Carnegie Musеum. Department of the Carnegie Institute) он до 1945 г. занимал должность ученого хранителя и читал лекции по палеонтологии в Питтсбургском университете в должности профессора геологии. Толмачев (Tolmachoff) поддерживал связи с Владивостоком, продолжая посылать книги в библиотеку ОИАК.
Заместителем (товарищ председателя) И.П. Толмачева и Н.М. Соловьева был метеоролог М.М. Партанский.
Партанский, Михаил Михайлович. Жил в Санкт-Петербурге (с 1901). Служил в Метеорологическом бюро департамента земледелия до 1914 г. Помощник директора Владивостокской метеорологической обсерватории (1914 – 16), затем директор. Там же работала сестра М.Н. Арсеньевой О.Н. Моллер. Исполняющий дела профессора ГДУ.
Скворцов, Борис Васильевич (1896 – 1980, Сан-Пауло, Бразилия).
На том же съезде в Никольске-Уссурийском Арсеньев познакомился с ботаником Скворцовым, который участвовал он и в делах Общества изучения Маньчжурского края (ОИМК), основанного в сентябре 1922 г., был в нем ученым секретарем и секретарем Сунгарийской речной биологической станции, созданной при ОИМК в январе 1924 г. для исследования гидробиологии и микрофлоры Сунгари. Дипломатический конфликт между СССР и КНР во второй половине 1950-х гг. заставил задуматься об отъезде тех немногих русских ученых, что оставались в Китае. В 1962 г. уехала в Бразилию и семья Скворцовых. Они поселились в Сан-Пауло. Борис Васильевич работал в Ботаническом институте, занимаясь преимущественно водорослями, которые интересовали его и раньше. В Бразилии он опубликовал сведения более чем о тысяче видов жгутиковых водорослей, многие из которых науке не были известны. Всего же из-под пера ученого вышло множество научных трудов на разных языках по описанию флоры Маньчжурии, Китая, Бразилии. Свои книги он посылал и Арсеньеву.
7 мая 1922 г. В.К. Арсеньева избрали Почетным членом Приморской областной архивной комиссии.
В 1922 г. В.К. Арсеньев опубликовал: 1. Обследование Уссурийского края в археологическом и архегеографическом отношениях // Известия Южно-Уссурийского отделения Приамурского отдела РГО. Никольск-Уссурийский, 1922. № 4; 2. Соболь и способы охоты на него в Уссурийском крае // Русское Приморье. 1922. № 2 (11.07), № 3 (22.07), № 4 (29.07), № 5 (5.08); 3. Туземные способы соболевания в Уссурийском крае и скупка мехов. Владивосток, 1922.
Автор: Амир Хисамутдинов,
председатель архивно-библиотечной комиссии ПКО РГО – ОИАК
Материалы по теме:
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 1. Как появилась "богом данная" фамилия Арсеньев
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 2. Детство и юность
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 3. Путь на Дальний Восток начался с Польши
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 4. Боевое крещение в Благовещенске
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 5. "Привет из Владивостока", или Первые впечатления
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 7. Первые легенды о встрече с Дерсу Узала
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 9. Охраняя тыл Русско-Японской войны
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 10. За славой в Хабаровск
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 11. 1906 г. Первые строки "Дерсу Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 12. "Как зовут?" - "Имя – Дерсу, фамилия – Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 13. В "сердце Зауссурийского края". 1907 – 1908 гг.
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 17. Успех выступления в Петербурге превзошел все ожидания
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 19. Военные и научные будни штабс-капитана Арсеньева
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 20. Рекомендации Арсеньева по спасению Уссурийской тайги
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 22. Для души в Этнографический кружок
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 23. Друзья, коллеги и планы
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 24. Понятовский: "Лицо несколько сурово, но симпатичное"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 26. К друзьям в Харбин
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 27. С увлечением рассказывая о своих путешествиях
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 31. От неизвестности было одно спасение – в дороге
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 32. "Экспроприировать богатеев с хутора" и убить Арсеньевых
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 34. "Быстро решил разделить участь моего народа..."
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 36. Как впервые напечатали "Дерсу Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 37. Как стать путешественником?