"Прощай, Дерсу! В лесу ты родился, в лесу и покончил расчеты с жизнью".
Грустная новость от Дзюля. "Лесной человек" не смог долго выдержать городскую жизнь и с приходом весны отпросился у своего «капитана» в тайгу. Через две недели после его отъезда Владимир Арсеньев получил телеграмму от знакомого – начальника железнодорожной станции Корфовская Иосифа Дзюля: "Человек, посланный вами в тайгу, найден убитым".
Дзюль, Иосиф Александрович (1876 - 1936, Маньчжурия). Начальник железнодорожной станции Корфовская, участник экспедиции В.К. Арсеньева (1908). Жил в Харбине с 1922 г. Член Общества изучения Маньчжурского края. Старший друг секции молодых археологов, натуралистов и этнографов. Безработный с 1930 г. Погиб на охоте.
И.А. Дзюля Арсеньев описывал: "Украинец по происхождению. Человек высокого роста, плотного сложения, брюнет, носивший только усы, неторопливый, очень добродушный и с на редкость спокойным характером".
Владимир Клавдиевич сразу же понял, что речь идет о Дерсу Узала. Он немедленно отправился в Корфовскую. К сожалению, поезд пришел на станцию поздно, и пришлось переночевать у Дзюля. Арсеньев так вспоминал тот день прощания: "Маленькая тропка повела нас в тайгу. Мы шли по ней долго и почти не говорили между собою. Километра через полтора справа от дорожки я увидел костер и около него три фигуры. В одной из них я узнал полицейского пристава. Двое рабочих копали могилу, а рядом с ней на земле лежало чье-то тело, покрытое рогожей. По знакомой мне обуви на ногах я узнал покойника.
– Дерсу! Дерсу! – невольно вырвалось у меня из груди.
Рабочие удивленно посмотрели на меня. Мне не хотелось при посторонних давать волю своим чувствам;
я отошел в сторону, сел на пень и отдался своей печали.
Земля была мерзлой; рабочие оттаивали ее огнем и выбирали то, что можно было захватить лопатой. Минут через пять ко мне подошел пристав. Он имел такой радостный и веселый вид, точно приехал на праздник. Потому ли, что на своей жизни ему много приходилось убирать брошенных трупов, и он привык относиться к этой работе равнодушно, или потому, что хоронили кого-то безызвестного «инородца», только по выражению лица его я понял, что особенно заниматься розыском убийц он не будет и намерен ограничиться одним протоколом. Он рассказал мне, что Дерсу нашли мертвым около костра.
Судя по обстановке, его, видимо, убили сонным. Грабители искали у него денег и унесли винтовку.
Часа через полтора могила была готова. Рабочие подошли к Дерсу и сняли с него рогожу. Прорвавшийся сквозь густую хвою солнечный луч упал на землю и озарил лицо покойника. Оно почти не изменилось. Раскрытые глаза смотрели в небо; выражение было такое, как будто Дерсу что-то забыл и теперь силился вспомнить. Рабочие перенесли его в могилу и стали засыпать землей.
– Прощай, Дерсу! – сказал я тихо. – В лесу ты родился, в лесу и покончил расчеты с жизнью".
Запечатлен в литературе и памятниках. Долго сидел Владимир Клавдиевич и вспоминал прошлое. Можно предположить, что именно в те дни у него родился замысел написать большое литературное произведение, где Дерсу Узала будет главным героем.
Автор: Амир Хисамутдинов,
председатель архивно-библиотечной комиссии ПКО РГО – ОИАК
Материалы по теме:
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 1. Как появилась "богом данная" фамилия Арсеньев
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 2. Детство и юность
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 3. Путь на Дальний Восток начался с Польши
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 4. Боевое крещение в Благовещенске
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 5. "Привет из Владивостока", или Первые впечатления
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 7. Первые легенды о встрече с Дерсу Узала
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 9. Охраняя тыл Русско-Японской войны
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 10. За славой в Хабаровск
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 11. 1906 г. Первые строки "Дерсу Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 12. "Как зовут?" - "Имя – Дерсу, фамилия – Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 13. В "сердце Зауссурийского края". 1907 – 1908 гг.