Центр подводных исследований РГО заручился поддержкой гидрографов Северного морского пути

Церемония подписания соглашения. Фото: ЦПИ РГО

Центр подводных исследований (ЦПИ) Русского географического общества заключил соглашение о сотрудничестве с ФГУП "Гидрографическое предприятие", которое обеспечивает мореплавание в акватории Северного морского пути. Тесное взаимодействие двух организаций позволит значительно расширить зону поиска затонувших объектов, потенциально важных с исторической точки зрения, повысить эффективность поисковых работ и процесса получения новых знаний в областях гидрографии, экологии и истории.

Команда ЦПИ РГО будет проводить поисковые работы в Арктическом регионе на судах ФГУП "Гидрографическое предприятие", исследующих рельеф дна северных морей. Текст соглашения в исторической Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге подписали исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин и генеральный директор ФГУП "Гидрографическое предприятие" Александр Бенгерт.

ФГУП "Гидрографическое предприятие" (организация госкорпорации "Росатом") осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства в акватории Северного морского пути: изучает подводный рельеф дна с целью поддержания актуальности морских навигационных карт, обеспечивает акваторию средствами навигационного оборудования. Предприятие выступает заказчиком-застройщиком по объектам нового строительства и эксплуатирует портовую инфраструктуру в границах акватории Севморпути.

3yw-gvdupru.jpg

Церемония подписания соглашения. Фото: ЦПИ РГО

Совместные планы двух организаций связаны с историей изучения и освоения Северного морского пути. Одна из основных задач — поиск судов, пропавших во время экспедиций в северных морях, и нанесение на карты мест их обнаружения.

Данью памяти русским морским первооткрывателям станут поиски шхуны "Ермак", которая была оставлена во льдах экипажем лейтенанта Павла Крузенштерна в 1862 году в ходе исследования пролива Югорский Шар, пароходов "Обь" и "Енисей", погибших в сентябре 1921 года во время первой советской Карской товарообменной экспедиции, затонувшего в шторм в том же году гидрографического борта "Аркос", парусно-моторной шхуны "Белуха", попавшей на отмель острова Белый и затонувшей во время экспедиции Главного управления Севморпути 24 сентября 1933 года, а также гидрографического судна "Зюйд", которое погибло 20 сентября 1939 года, наскочив на другую отмель острова Белый.

Системным изучением арктических морей ЦПИ РГО занимается с 2018 года, когда начались поисковые работы в Белом море. За это время с помощью многолучевого эхолота было обследовано 560 квадратных километров морского дна и обнаружено 15 затонувших судов. Семь из них удалось идентифицировать. Экспедиции ЦПИ РГО добирались до устья Северной Двины и мелководья западного берега острова Мудьюг, где найдены 20 полностью или частично замытых в грунт корпусов. Также ЦПИ РГО реализует программу экологического мониторинга в Карском море. Изучение подводного мира Русского Севера позволяет пролить свет на пока ещё неизвестные страницы истории, даёт новые знания в областях гидрографии и экологии.

cnwhly7fh5o.jpg

Сергей Фокин. Фото: ЦПИ РГО

— Объединение усилий наших организаций позволит существенно нарастить эффективность морских исследований на севере нашей страны и распространить их на всю акваторию Северного морского пути, что, безусловно, принесёт всем нам совокупный прирост знаний в областях гидрографии, экологии и истории,  отметил Сергей Фокин.

В 2023 году Гидрографическое предприятие будет отмечать 90-летие. Основание и развитие нашего предприятия — результат героизма отчаянных исследователей северных морей, многие из которых заплатили своей жизнью за гидрографические знания. Суда, пропавшие в ходе исследовательских экспедиций, важны для нашей памяти не меньше, чем имена первопроходцев. Мы хотим отдать дань памяти исследователям и нанести на карты места обнаружения их судов, — подчеркнул Александр Бенгерт.