В один из жарких дней августа группа уфимских энтузиастов из отделения РГО в республике Башкортостан за считанные часы сумела перенестись в иные континенты. Их ждали экзотические, напрочь отсутствующие у нас обитатели знойных саванн Африки и песчаных равнин Австралии. Когда автобус остановился возле одинокого ранчо «Великолепный страус», там уже стояло несколько автомобилей вездесущих туристов. Солнце склонялось к времени пополудни, когда в волнах поднимающегося от земли марева, словно из миража навстречу появились стаи страусов и эму с горделиво вытянутыми головами.
Здесь же неподалеку расположился огромного размера верблюд, долго и грустно глядя на вновь прибывших… Лениво бродили ламы и яки, рядом в отведённых им местах копошились в земле цесарки, алмазные, серебристые и лимонные фазаны, куры-фениксы, индюки, испанские минорки, цапли, в спасительной тени прятали свои знатные шубы барсук и рыжая лиса…
Выйдя, наконец, из плена возникших ассоциаций, навеянных диковинной фермой, удивительным образом появившейся на земле Башкортостана, мы познакомились с её владельцем. Им оказался местный предприниматель Виталий Смирнов и члены его семьи. Дело открыл три с половиной года назад, выращивает на продажу страусиное мясо, делает из него сосиски, колбасы, жир. Но особенно впечатляет страусиное яйцо, заменяющее тридцать-сорок куриных, которым можно одновременно накормить пару дюжин крепких мужиков. Правда и стоит оно, будь здоров…
Не только подобные экзотические фермы последнего времени, но и богатая история этого замечательного края таила до сего дня для нас немало интересного. В этом, как обычно, всегда помогает краеведческий музей. В него-то и пригласил встретивший нас в райцентре Красноусольский председатель местного отделения РГО, педагог Айрат Ришатович Минибаев.
Музей района сравнительно небольшой, на стендах — образцы бытовой утвари, самовары, утюги, старые репродукторы, патефоны, продукция гремевшего ранее стекольного завода, документы, фотоальбомы, рассказывающие о предприятиях района. Несомненно, после переезда экспозиции будут расширяться. Пока здесь, как и в других районах республики, основные местные достопримечательности — это окаменелые остатки бивней, черепов доисторических животных, моллюсков. А куда деваться, если несколько сотен миллионов лет назад над всей республикой и дальше плескались воды древнего океана. Интересно, что по характеристике древних моллюсков и рыб ученые смогли определить глубину того самого безымянного океана — около 200 метров.
Район с 1940 года именуется Гафурийским и назван в честь классика башкирской и татарской литературы, первого Народного поэта республики Мажита Гафури, до этого десять лет был обозначен на картах как Красноусольский, а ещё раньше величался Табынской волостью. На просторах района обитали кочевые тюркские и угорские племена, издревле живут башкиры родов Табын и Юрматы.
Славу и крепость району с развитием новых экономических отношений принесли последовательно Табынский солеварный завод (основан в 1724 г.) купцов братьев Осокиных, затем Богоявленский медеплавильный завод, основанный в 1752 г. на реке Усолке купцами Твердышевыми и Мясниковым, а на базе последнего в конце 19 века открылся Красноусольский (до 1917 просто Усольский, приставку «Красно…», говорят, предложил ходокам сам В.И.Ленин) стекольный завод, где выпускалось много оконного и прочего бытового и промышленного стекла. Кстати, здесь для многих из нас, «географов», открылось первоначальное, техническое значение слова «халява». В стекольном деле халявой называется заготовка для производства листового стекла, которой потом придавалась нужная форма — оконного стекла, бутыли, электроизолятора… В лёгких рабочих за несколько лет таких горячих процедур, как выдувание нужных форм, намертво оседала стеклянная пыль и редко кто из стеклодувов доживал до пятидесяти, а если вдруг случайно вдыхал раскалённый воздух в себя, считай, прощался с жизнью на месте. За исключительную производственную вредность такому мастеру после работы наливали 100 г водки. Это и называлось — «выпить на халяву».
По соседству с музеем района высились несколько красивых стел из чёрного камня, двое мужчин самозабвенно орудовали кайлом и зубилом над следующей плитой. Было понятно, что здесь возводится композиционное сооружение. В честь чего? Рядом уже стояли три обелиска, к двум из которых были намертво прикреплены главные атрибуты воинов башкир — копья, стрелы, луки, лошадиные подковы, щит с солярной тамгой (отличительным знаком района, добывавшего соль). На верху центрального монумента восседает готовый взлететь гордый орёл, а сбоку на русском и башкирском языках на камне выбиты слова из известной песни «Любезники — любизар» поясняющие, что комплекс является памятником отважным землякам — «Северным амурам», которые прошли тяжёлыми дорогами Первой Отечественной войны 1812-14 годов и с победой вошли в Париж. Если атрибуты воина, всадника-башкира всем были понятны, то образ орла оказался сложнее. Это и отсыл к гербу России, и известному словосочетанию «Орлы Урала». А нам ещё воображение доиграло перекличку с кавказским орлом, относящуюся уже к курортной составляющей района. Все, кто бывал на кавказских минеральных водах, наверняка помнят их символ — взмахнувшего крыльями каменного орла. Орёл на всех фотокарточках с Кавказских минеральных вод, теперь такой же на память можно будет увезти из солнечного Красноусольска.
Примечательно, что оба мастера оказались потомками тех «амуров», что когда-то поразили своим видом и умением воевать проигравших французов. А один из них — уроженец знаменитой деревни Саит Баба Гафурийского района Ильдар Шаяхметов — оказался автором величественной композиции. Заслуженный работник культуры РБ, председатель правления РОО Военно-исторический клуб » Первый Башкирский конный полк «Любизар», с которым на протяжении пятнадцати лет он бессменно участвует в историко-театрализованном представлении «Бородинская битва» под Москвой. В прошлом преподаватель Башкирского госпедуниверситета, Ильдар Гиндуллович подробно и со знанием дела объяснил значение созданного. Больше всего нас всех поразил памятник, на лицевую сторону которого накрепко прикреплён металлический лук с натянутой тетивой. Рядом небольшая, чуть под углом утопленная в землю каменная плита. Только когда сам автор уверенно оседлал эту плиту, вдев ногу в стремя и приложил руки к луку, все поняли сокровенный смысл — всадник на скаку пускает стрелу во врага. После этого почти всем из нас тут же самим захотелось сесть на невидимого символического, созданного фантазией художника коня и «стрельнуть» в любого пожаловавшего к нам с мечом неприятеля, что мы поочерёдно и сделали.
По замыслу, это будет самая живая часть монумента, открытие которого намечено на 30 сентября, и можно только представить, сколько мальчишек (ну, и девчонок — амазонок, наверное, тоже) с упоением и гордостью взберутся на этого тулпара. Долго общаться с нами Ильдар не мог, работа не ждёт, до открытия монумента ему ещё предстоит съездить на ставшее уже традиционным ежегодное костюмированное представление — сражение на Бородинском поле. Мы оставили его высекающим на последнем камне слова А.С. Пушкина — «Блаженны падшие в сраженьи».
Башкиры-табынцы вольно жили веками на этих землях, вдыхали чистый горный воздух, излечивались в источниках, обильно вытекающих из земли около нынешнего санатория «Красноусольский». Есть башкирская легенда об исцелении зрения дочери хана водой из реки Кугуш (Усолки). Православная традиция видит в этом знак Божий, недалеко от целебных источников когда-то была найдена Табынская Чудотворная икона. Уйдя в 1914 году в Первую мировую войну поднимать дух русского воинства, она в 1917-м попала в войско атамана Дутова, оказалась в Китае, затем в Австралии, Америке, в Сан-Франциско, где её следы теряются, но надежды вновь обрести покровительствующую икону на родине сохраняются.
Над берегом речки и череды появляющихся из земли целебных источников возвышается церковь, на другом берегу, ближе к санаторию, несколько лет назад была построена мечеть.
Целебные источники и удивительный воздух, вода словно бальзам вливаются в каждого, ступившего на землю санатория «Красноусольский». Они, но в первую очередь, конечно, соль, медные залежи, возможность производить стекло привлекли внимание купцов и заводчиков. А вот известных учёных 18-20 веков — П.Палласа, И. Лепехина, П. Рычкова, Н. Савченко, А Нечаева — больше интересовали полезные свойства источников, выходящих из недр этой земли.
Много лет бальнеологические свойства будущего курорта изучал доктор геолого-минералогических наук, уроженец этих мест Георгий Васильевич Вахрушев (1884-1966), который к 1929 году описал и представил в крупные инстанции все выявленные свойства воды и грязи этого края, которые не уступают по своим качествам и воздействию северокавказским, и привлекают сюда тысячи людей.
Воду источников №№ 11 и 12 в холодном и тёплом виде пьют в курзалах из бювета, а вытекающие из земли источники оккупировали не только отдыхающие, но и многочисленны приезжие из Уфы, других городов. Одна вода — от болей в суставах, другая — омолаживает кожу, у водной чаши, благотворно действующей на зрение, мы увидели коленопреклонённых людей, просто опустивших в неё лица.
Во время Великой Отечественной войны санаторий излечил и поставил на ноги сотни раненых бойцов. А многие наши замечательные космонавты после сложных околоземных полётов также предпочитают «приземляться» именно в санатории на Усолке, ощущая на себе замечательный результат после курсов реабилитации и восстановления сил. По словам доктора медицинских наук, профессора Ш. З. Загидуллина, «многопрофильный бальнеологический санаторий в Гафурийском районе — настоящая кладовая здоровья, созданная природой и энергией человека. В этом, наверное, и есть вся соль «Красноусольска».
Бессчётное количество грамот, дипломов, наград, полученных за последние десятилетия, похоже, уже не умещаются на стенах музея санатория, который с 1998 года является победителем конкурсов среди курортов страны в самых различных номинациях, а в 2014-м признан лучшей здравницей России.
У санатория кроме грязелечебницы и оздоровительных процедур имеется свой сервисно-оздоровительный центр, круглогодичный каток, спортивные поля, великолепные терренкуры среди сосновых, берёзовых рощ. С фотографиями, экспонатами музея санатория (среди них имеется и бюст В.В. Путина), памятными подарками, многие из которых связаны с отдыхавшими здесь тружениками села, производства, космонавтами и другими известными людьми, нас познакомил экскурсовод Ильгиз Урманшин.
Наверное, для жителей района просто духовным бальзамом являются слова Мустая Карима — «До сих пор для меня бытовало понятие - мировой уровень, отныне эталоном стал «Красноусольский» уровень». Подтверждением слов классика служит и такой факт. На местной речке Усолке, несмотря на её сероводородный состав и запах, водятся дикие утки, которые до 1970 года всегда улетали на зиму в тёплые края, но потом перестали это делать, несмотря на все инстинкты и желания.
Возможно, эта загадка природы имеет вполне земные причины. Зачем улетать, когда сытно, безопасно, тепло можно перезимовать и жить на своей родине.
Текст: Анвар Терегулов