"Кито-конь, ходящий на зубах" – именно так переводится латинское название атлантического моржа, этого могучего морского зверя. О том, почему он оказался под угрозой исчезновения и какие меры были предприняты, чтобы сохранить этот вид в природе, рассказала гостям Фестиваля Русского географического обществазаместитель директора национального парка "Русская Арктика" по научной работе Мария Гаврило.
7 ноября в рамках Фестиваля РГО в Центральном доме художника состоялся День животных. Одним из основных событий этого дня стала презентация книги Марии Гаврило "Редкие животные "Русской Арктики": Атлантический морж".
Принято считать, что белый медведь – это царь зверей в Арктике и никто не может его победить. Мария Гаврило развеяла этот миф – на каждого медведя найдётся свой морж. Ведь самцы моржей в длину могут достигать 3 метров, а их масса бывает равна 2 тоннам. Так что это неуклюжее на первый взгляд животное способно запросто одолеть белого медведя.
Неуклюж морж только на суше. В воде он маневренен и ловок. Морж может нырнуть на глубину в 4 километра и пробыть под водой около часа. "Максимальная продолжительность такого ныряния, которая была зафиксирована приборами, составляет 47 минут", – рассказала Гаврило.
Но обычно, чтобы не тратить много энергии, моржи предпочитают нырять на мелкой воде и используют глубины до 50 метров. Любимая еда моржей – это различные виды двустворчатых моллюсков. Животные находят их на дне благодаря вибрисам, которые неспециалисты обычно называют "усами". Свои клыки для поиска добычи они не используют, как считалось раньше.
Кстати, рыбий зуб (так называли раньше клык моржа) на протяжении многих веков пользовался большим спросом в северных странах. Из-за промысловой охоты к середине прошлого века численность моржей была сильно подорвана.
Тем не менее – моржу удалось выжить. И прежде всего благодаря мерам охраны, которые начали предприниматься ещё Советским Союзом. А в 1994 году архипелаг Земля Франца-Иосифа, где проживает популяция атлантического моржа, получил статус особо охраняемой территории. Там охраняется не только морж, но и вся экосистема, первозданные ландшафты и все животные.
Моржи – животные социальные. Они собираются в стада и вместе чувствуют себя комфортно и безопасно. Моржата держатся рядом с матерью иногда до трёх лет. "Моржи – удивительно заботливые мамаши. Когда моржиха плавает под водой и видит какую-то опасность, она буквально обнимает детёныша и пытается увести его", – рассказала Мария Гаврило.
Самки с детёнышами предпочитают жить на берегах Земли Франца-Иосифа, а самцы уходят к Шпицбергену, где, по словам Марии Гаврило, до последнего времени вообще наблюдали только одних самцов, поскольку популяция в этом регионе была сильно истреблена промыслом. Теперь, благодаря охране моржей в России, популяция восстанавливается и на территории Норвегии.
"Норвежские и российские животные – это единая популяция, что было доказано, когда на бивни моржей ставили спутниковые метки, позволившие отследить перемещения особей", – отметила Мария Гаврило.
Схемы, составленные на основе спутниковых данных, демонстрируют свободные перемещения животных через государственную границу России и Норвегии. "Звери не знают государственных границ, и это накладывает на нас особую ответственность, потому что наши страны должны договориться о том, как нам сохранить наших общих животных общими усилиями", – подчеркнула Мария Гаврило.
Русское географическое общество с 2013 года поддерживает проект "Морж", направленный на изучение и сохранение различных подвидов моржа в условиях интенсификации хозяйственного освоения ключевых местообитаний данного вида. В рамках грантового проекта РГО сотрудники национального парка "Русская Арктика" установили на берегу острова Мёртвого тюленя две фотокамеры автоматического слежения, которые работают на солнечных батареях и запрограммированы производить съёмку раз в два часа до конца следующего лета. Это также поможет учёным наблюдать за жизнью этих удивительных и мощных животных.