head-bg-picture

Архиважная работа: полвека на службе РГО

Фото предоставлено Санкт-Петербургским городским отделением РГО. Авторы: Андрей Стрельников, Василий Матвеев

Фото предоставлено Санкт-Петербургским городским отделением РГО. Авторы: Андрей Стрельников, Василий Матвеев

Архиважная работа: полвека на службе РГО Архиважная работа: полвека на службе РГО

Единственный и старейший в России географический архив бережно хранится в центре Санкт-Петербурга в историческом особняке, который был специально построен для штаб-квартиры Русского географического общества. Уникальные документы, личная переписка великих учёных, редкие тревел-дневники известных путешественников – эта впечатляющая коллекция собиралась с 1845 года. Почти полвека ее охраняет Мария Матвеева, заведующая архивом РГО. Она рассказала о знаковых экспонатах, знаменитых гостях и о том, как мы чуть не потеряли ценные архивы из-за плесени, питерской зимы и аварии отопительной системы.

О профессиональном пути

Я работаю здесь с 1971 года. Пришла в РГО из Института истории, где около трех лет была курьером и параллельно училась на вечернем. Меня пригласил коллега, член этой организации – как раз освободилось место в читальном зале. Более двадцати лет я проработала архивистом, а уже с 1995 года и по сей день руковожу Научным архивом РГО. Думала, что я здесь временно, но осталась почти на 50 лет. А все из-за интереснейших людей, с которыми мне приходилось сотрудничать. Многие ученые и исследователи приезжали к нам из разных уголков страны. Я готовила для них материалы – так постепенно изучила содержание архива. Сегодня у нас находится более 60 тысяч един хранения из более 140 личных фондов.

Фото предоставлено Санкт-Петербургским городским отделением РГО. Авторы: Андрей Стрельников, Василий Матвеев

Фото предоставлено Санкт-Петербургским городским отделением РГО. Авторы: Андрей Стрельников, Василий Матвеев

 

О том, как мы чуть не потеряли архив

Не обращайте внимания на мой кашель. Это профессиональное заболевание, которое выработалось за годы работы. Дело в том, что этот особняк отреставрировали лишь в 2009 году. А до этого, можно сказать, я работала в экстремальных условиях. Так как архив находится на последнем этаже, периодически случались протечки крыши. Из-за этого на потолке и стенах постоянно появлялась плесень. Приходилось работать в маске.

Вообще, наш архив многое пережил. Во время войны 5 января 1944 года в здание РГО попал артиллерийский снаряд. Он пробил крышу и перекрытия. Один из осколков прошел через украинскую коллекцию по этнографии. Помещение завалило кусками бетона и арматуры. Сотрудники чудом спасли ценные документы.

А совсем недавно, в 2009 году, произошла авария отопительной системы на чердачном помещении над хранилищем архива. Мы быстро устранили аварию, но пар повредил многие альбомы. Наш архив находится в процессе постоянной реставрации.

 

Об особенностях архивного дела

Описание фонда и его систематизация – очень длительный процесс, который длится несколько лет. Мы систематизируем каждый документ. Это еще и технически трудоемкая работа, ведь нужно на каждом документе поставить штамп, присвоить ему номер. Вот поэтому этот процесс называется научно-технической обработкой. Порядка 50% нашей работы занимает как раз техническая обработка.

С фондами можно познакомиться в нашем читальном зале, куда я допускаю каждого человека лично. Одновременно в зале могут находиться восемь человек – именно столько у нас посадочных мест. Поэтому если вам нужно поработать с архивами РГО, нужно предварительно записаться и согласовать время.  Выдаю не больше пяти единиц хранения.

 

Какие фонды принимает РГО

Если кто-то хочет передать нам свои личные архивы, мы собираем фондовый совет и решаем принимать их или нет. Как правило мы все принимаем. Некоторые люди сопровождают вещи описанием. Но такое происходит редко. Чаще просто отдают в пакетах. Дальше мы составляем с человеком акт. Я делаю запись в книге поступлений и предупреждаю, что теперь все вещи находятся на государственном хранение. Никто не может их изъять из архива ни при каких обстоятельствах. У каждого фонда есть свой номер, учетная карточка, формуляр – иными словами, личное дело. Необработанные фонды хранятся в специальном отделе. Сейчас у нас десять таких фондов. Их можно не обрабатывать много лет. 

Иногда я выезжаю на дом к человеку осмотреть то, что он хочет нам передать. Однажды даже отправилась в Тунис, в город Бизерту, где сохранился уникальный фонд Ширинской. Анастасия Александровна была последней свидетельницей одной из самых драматичных страниц отечественной истории – исхода эскадры русского военного флота из Севастополя в Бизерту. Этот порт в Тунисе наряду с Константинополем стал местом эвакуации войск генерала Врангеля после событий Гражданской войны в России. В 1920-21 годах в Бизерту прибыли тридцать три военных корабля с шестью тысячами российских граждан. На одном из кораблей была восьмилетняя Анастасия вместе с отцом, командиром миноносца «Жаркий». У ее семьи сохранились уникальные сведения о жизни тех моряков. Вообще, фонд Ширинской небольшой, но очень ценный. Получится интересная выставка.

 

О самом внушительном фонде

Самый впечатляющий личный фонд принадлежал Юлию Шокальскому (1856–1940). Это знаменитый географ, метеоролог, гидролог, картограф, основоположник отечественной океанографии. Он много лет возглавлял РГО. Шокальский стал вице-председателем в 1914 году – после смерти Семёнова-Тян-Шанского. А в 1917 Великий князь Николай Михайлович, Председатель общества, предложил ему занять этот пост. Юлий Шокальский был Председателем РГО до 1931 года, а затем - Почётным президентом общества вплоть до смерти. К слову, его бабушка – Анна Керн, которой Александр Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». 

Ещё при жизни Юлий Шокальский завещал свою впечатляющую библиотеку Географическому обществу. В годы блокады РГО возглавляла его дочь, Зинаида Шокальская. Она сохранила и описала все научное наследство отца. В 1947 году она передала в архивы РГО всю личную библиотеку Шокальского, а это 13 000 книг и журналов и 4 000 карт.

 

О любимых экспонатах

Мне больше всего нравятся личные дневники и переписка путешественников. Особенно Николая Михайловича Пржевальского. Мы все представляем его мужественным, сильным, смелым. А в переписке с мамой он совершенно другой человек – нежный и очень любящий сын. У нас в архивах есть и его переписка с людьми, которые сопровождали его в экспедициях. Когда читаешь эти рукописи, удивляешься каким он был заботливым по отношению к своим спутникам. Через переписку можно понять, каким на самом деле был человек.

А еще я очень люблю дневник Миклухо-Маклая, написанный в 1874 году. Это уникальный документ, который существует в единственном экземпляре. И он хранится у нас. В дневнике - 140 рисунков. Каждый раз волнуюсь, когда держу его в руках и представляю, сколько ему лет. Мы показываем этот экспонат лишь самым почетным гостям.

 

О настоящем имени лошади Пржевальского

Недавно в моем кабинете сидел барон Эдуард фон Фальц-Фейн. Это выдающийся человек, меценат и общественный деятель, который очень многое сделал для России. В частности, он передал произведения Репина, Коровина, Бенуа в ведущие музеи страны. Он участвовал в возвращении на родину праха Федора Шаляпина, помог в восстановлении Янтарной комнаты и Мальтийской капеллы Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге.

Его семья основала знаменитый заповедник «Аскания-Нова» в Херсонской области, где впервые в мире получили чистокровных лошадей Пржевальского. Барон фон Фальц-Фейн хотел восстановить семейную усадьбу в Аскании-Новой. А в наших архивах как раз есть ее фотографии. Помню, как он рассказывал о детстве, семье, а потом увидел на снимке лошадь Пржевальского и говорит: «Так это же Миша!». Оказывается, так звали лошадь, которую впервые привезли в Российскую империю из Центральной Азии по заданию фон Фальц-Фейнов.

 

О знакомстве с Туром Хейердалом

Я трижды встречалась с этим великим путешественником. Мы общались на немецком языке. Он был очень обаятельным и простым человеком. Больше всего мне запомнился его визит в штаб-квартиру РГО в 1984 году. Послушать Хейердала пришло так много желающих, что пришлось вводить конную милицию, которая регулировала движение по всему переулку Гривцова, так как вся улица была заполнена людьми. Кто-то даже попытался проникнуть в особняк по сточной трубе. В Большом зале Общества не было ни одного свободного места. Норвежский путешественник вышел на балкон, чтобы всех поприветствовать.

 

О критерии выбора экспоната

За свою жизнь я создала много выставок – не только в музее РГО, но и в разных городах страны. Мне повезло поработать с Юрием Константиновичем Ефремовым, одним из основателей Музея землеведения МГУ и почетным членом РГО. Это он меня научил правильно выбирать экспонаты. Как сейчас помню его слова: «В музей я прихожу смотреть, а книгу люблю читать на диване дома». В нашем архиве практически нет предметов – в конце XIX века большую часть вещей, которые привозили из экспедиций, передали в Академию Наук, Эрмитаж, Русский музей. У нас хранятся много ценных и интересных документов, но не все могут войти в музейную экспозицию. Я всегда выбираю такие экспонаты, которые могут быть интересны зрителям.

Практически каждый год в Музее РГО бывают плановые выставки. Они часто приурочены к юбилеям. Так было с выставкой, посвященной Семёнову-Тян Шанскому. Президент РГО Сергей Шойгу одним из первых посещает наши выставки.

 

О самой важной выставке

Больше всего я, наверное, горжусь выставкой, которую готовила для Киргизии. Она проходила в городе Ош, втором по численности в стране, и была посвящена тому, как русские путешественники изучали этот регион. Мы подобрали уникальные архивные документы и фотографии. Вы знаете, очередь на эту выставку стояла, как на Серова в Третьяковской галерее. Она имела чрезвычайный успех. Посетители никогда ранее не видели тех фотографий, которые мы экспонировали. Многие даже узнали на снимках своих родственников. Для них эта выставка стала возможностью изучить свою историю. 

Еще я очень люблю выставку про Николая Николаевича Миклухо-Маклая, которую мы проводили в РГО. Ее готовили три человека. Мы над ней работали, как и над всеми другими – не больше года. Это очень мало. Спасает опыт. За столько лет я уже знаю где что смотреть. И могу сразу сказать есть у нас выставочный материал в архивах или нет.